9 августа 2013 г.

Сага. The end

В рамках проекта двух хороших людей Андрея Полищука и Дамира Халилова, я прочла книгу Тонино Бенаквиста "Сага".
Моя рецензия опирается на сильное послевкусие и полное отсутствие чужих мнений.

Да, книга действительно про сериал и его закулисье, но "мыльная история" оказалась не такой уж и "мыльной".
Идея: не преуменьшайте роль сценаристов в нашей жизни!
Итак, по порядку.
Кто не прочел "Сагу", вход строго воспрещен. 

Редкая книга, которая захватывает читателя буквально с первых страниц. По моему особо субъективному мнению введение в роман Луи Станика - самое блестящее и отточенное введение в книгу героя. "Я - сценарист" - фраза на миллион и это только начало книги...
Вы когда-нибудь задумывались, какую роль играют в нашей жизни сценаристы? Оглянитесь по сторонам и будьте откровенны с собой. Фильмы, которые меняют нашу жизнь, телевидение, создающее искусственную реальность, даже политические перипетии - за всем стоят сценаристы. Обычные люди, которые умеют подменять неинтересную жизнь яркими историями. И собственно какая разница, как их величать: сценаристы, писатели, журналисты (в некоторой степени), пиарщики, блоггеры и т.д...
В нашей книге четыре сценариста создают низкопробную (поначалу) Сагу для забивания эфирного времени, которую никто никогда не увидит. И если бы продюсер Сегюре не сделал в самом начале большую оплошность, лишив сценаристов каких-либо рамок, ничего бы грандиозного не получилось. А что бы вы делали с вашей работой, которую вы страстно любите, если бы вам дали полную свободу действий?
Луи, Жером, Матильда и Марко развлекаются, выплескивают одну идею за другой, безумствуют и тем самым снимают первый в мире сериал, лишенный корректировок продюсеров и людей-денежных мешков. В чем опасность? Жизнь, наполненная выдумками и полной отрешенностью от жизни реальной может стать "подменой понятий". Чем безумнее идея, тем больше она нравится скучным людям. Такие подмены понятий нередко встречаются в масштабах истории всей планеты. Итак, религия, Гитлер, современное искусство... Все это не более, чем хорошо прописанный сценарий, такой безумный, который стоит еще поискать.
Когда наши книжные сценаристы узнают, какую "машину убийства" создали, приходят, мягко говоря, в ужас. Сериал становится жизнью 19 млн. людей. Отличный механизм управления и порабощения. Когда сценаристы отказываются прописывать в сериале заказные диалоги "свыше", Сегюре нанимает новую команду и во всю работает над новой "Библией", над новым пришествием Иисуса. Что бы вы сделали в последней серии, узнав о таком? Сценаристы решают уничтожить свое творение и не дать новой команде возвести новую "лавину" на руинах Саги. А как это сделать за одну серию в 90 минут? Я уж было подумала, что Жером взорвет все героев в одном доме... Но как же я ошибалась. Бенаквиста преподносит нам урок, как быстро и качественно кастрировать идею в самом разгаре ее действия...
Герои сериала Сага - искусственные людишки с массой невероятных качеств. Они попадают в такие ситуации, о которых только может мечтать домохозяйка, слесарь и обычный рыбак. Героев убить проще простого. Лишите их лоска и неординарности, запустите в сцены с житейскими проблемами - и все, дело с концом. Вальтер снова начал пить. Камилла вынесла пулей себе мозг, Марию признали шлюхой. Фред отказался спасать мир и т.д.
А теперь подумайте, что случилось бы, если бы Гитлер в самом разгаре войны объявил своей нации, что он, увы, ошибся и арийцы - не избранный народ? Да его бы распяли, по стране прошла бы волна самоубийств или еще хуже. А чем Сага хуже? А что, если бы все религии планеты в одночасье извинились бы и сказали, что Бога нет? "Делайте, что хотите, ада все равно нет, как и рая. А смертные грехи - выдумка! Сожгите Библии в печи и хватит возносить глаза к небу с мольбами!" Ха, мыльный пузырь лопнул.
Сага превратилась из предмета подражания в правдивое зеркало, лишила людей веры. А 19 млн людей - немаленькая "секта" для "небольшой" заворушки.
Бенаквиста в приступах гротескной сатиры показывает "серую массу" абсолютно голой и обезумевшей. Человеку нужен смысл жизни, а кто как не сценарист обязан этим смыслом его снабдить.
Я бы советовала прочесть книгу только ради понятия "15 минут искренности", наивысшего проявления Мстителя, ну и конечно, чтобы узнать, есть ли жизнь у сценариста после Саги и каким образом сценарист "пишет" свою личную историю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий